РЕГЛАМЕНТ
работы ЦОП «Защита бизнеса» по рассмотрению обращений
Настоящий Регламент работы ЦОП «Защита бизнеса» по рассмотрению обращений (далее — Регламент) регулирует вопросы деятельности органов управления АНО «Центр общественных процедур «Защита бизнеса» (далее – «Центр») и вопросы взаимодействия с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве и его Аппаратом, другими государственными и муниципальными органами власти, средствами массовой информации, в связи с рассмотрением (экспертизой) поступивших в Центр жалоб (обращений) предпринимателей, осуществляемым для достижения целей создания Центра и эффективного выполнения возложенных на него задач.
Основной целью Центра является содействие в защите прав предпринимателей, в том числе от незаконного (необоснованного) уголовного преследования, связанного с незаконным захватом активов предприятий (рейдерством), недобросовестной конкуренцией, коррупционными действиями (бездействием) со стороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Направления деятельности, цели и задачи работы Центра определены Уставом Центра.
Центр – Центр общественных процедур «Защита бизнеса», является независимой общественной экспертной площадкой по защите прав предпринимателей, в том числе по конкретным случаям незаконного (необоснованного) уголовного и иного преследования, на базе общественной оценки. Центр оказывает общественную экспертную помощь в деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве по работе с обращениями предпринимательского сообщества о нарушении прав и законных интересов в порядке, установленном Соглашением между Центром и Уполномоченным, а также настоящим Регламентом.
Заявитель – индивидуальный предприниматель или коммерческая организация в лице члена своего органа управления (в том числе члена совета директоров (наблюдательного совета), участника, акционера или члена коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления), лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.), либо представителя указанных лиц, действующего на основании соответствующих полномочий.
Общественный Совет Центра – консультативно-совещательный орган Центра, созданный для проведения экспертизы обращений предпринимателей по проблемам бизнеса и совместного рассмотрения этих обращений. Общественный Совет представлен экспертами различных компетенций, в число которых входят предприниматели, политики, адвокаты, юристы и экономисты, представители правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации, общественные деятели, иные авторитетные эксперты, обладающие специальными познаниями, соответствующими целям и задачам деятельности Центра. Члены Общественного Совета действуют на основании решения Президиума Центра. С членами Общественного Совета, подготавливающими письменные заключения по материалам Обращения заявителя, заключается соглашение о сотрудничестве с Центром на общественных началах («Pro bono publico»). Состав Общественного Совета Центра размещается на интернет-сайте Центра: protectionbusiness.ru
Сопредседатели Общественного Совета Центра (далее — Сопредседатели Центра) – осуществляют оперативное руководство работой Центра по рассмотрению обращений Заявителей, в том числе организацией работы с обращениями в порядке, предусмотренном Регламентом, моделируют заседания Общественного Совета Центра, формируют его повестку, вносят предложения Президиуму Центра по формированию Общественного Совета, Наблюдательного Совета, взаимодействуют с Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве по вопросам рассмотрения обращений Заявителей.
Исполнительный Сопредседатель Центра – по должности является Председателем Общественного Совета Центра и Наблюдательного Совета Центра; созывает и проводит заседания Общественного Совета, Наблюдательного Совета; подписывает протоколы заседаний Общественного Совета, Наблюдательного Совета; подписывает письма, обращения, жалобы, запросы от имени Центра и иную документацию Центра, касающиеся вопросов, рассмотренных на заседаниях Общественного Совета, Наблюдательного Совета; осуществляет контроль за реализацией решений, принятых Общественным Советом, осуществляет контроль за распределением обращений между Сопредседателями и членами Общественного Совета Центра, оперативное руководство Секретариатом Центра. По письменному поручению Исполнительного Сопредседателя его полномочия могут передаваться одному из Сопредседателей Центра или Директору Центра.
Оперативное направление – рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям незаконного (необоснованного) уголовного преследования предпринимателей на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям в обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Информационное направление – создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов незаконного (необоснованного) уголовного преследования предпринимателей;
Законодательное направление – разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом мнения предпринимателей о сложившейся практике правоприменения, направленных на противодействие коррупции, снижение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата.
- Эффективность и ориентация на результат;
- Законность, добросовестность, объективность и беспристрастность;
- Профессионализм и ответственность;
- Гласность и информационная открытость;
- Неукоснительное соблюдение регламента работы и постоянное развитие.
В компетенцию Центра входит рассмотрение обращений предпринимателей в связи с возникшими конфликтами, обладающих в совокупности двумя признаками (далее – «Обращения»):
1) объектом неправомерного посягательства в конфликте является субъект предпринимательской деятельности. Защита граждан, не являющихся предпринимателями и не являющихся членами органов управления коммерческой организацией, не входит в компетенцию Центра;
2) в конфликте имеются признаки незаконного/необоснованного уголовного преследования предпринимателя в связи с осуществлением им либо юридическим лицом экономической деятельности и/или признаки незаконного захвата активов предприятия (рейдерством).
Обращения Заявителей поступают в Центр следующим образом:
Обращение направляется Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее – «Уполномоченный») либо его Аппаратом (далее - «аппарат Уполномоченного») на адрес электронной почты Центра (info@protectionbusiness.ru) и/или посредством почтового отправления по адресу: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, офис 2801 (далее – адрес электронной почты/почтовый адрес Центра) или передается Исполнительному сопредседателю Центра либо в Секретариат Центра нарочно;
Взаимодействие Центра с Уполномоченным/аппаратом Уполномоченного в части запроса и направления документации осуществляется посредством почтовой связи (125032, город Москва, улица Тверская, дом 13) либо по электронной почте (ombudsman@mos.ru).
Иные вопросы взаимодействия предусматриваются в Соглашении между Центром и Уполномоченным.
В течение 5-ти календарных дней после получения Обращения из аппарата Уполномоченного Секретариатом Центра (далее также «Секретариат») проводится обработка Обращения и регистрация его в Реестре обращений Центра.
Для предварительного сбора материалов по Обращению и уточнения информации, содержащейся в Обращении, организуется взаимодействие сотрудника Секретариата с Заявителем. Сотрудник Секретариата вправе запросить у Заявителя материалы и документы, на которые последний ссылается в Обращении, а также иные материалы и документы, подтверждающие его позицию. Указанные материалы и документы направляются Заявителем на адрес электронной почты Центра в отсканированном виде в формате «pdf» с обязательным указанием названия документа и файла. Если в течение 30-ти календарных дней с даты отправления запроса указанные материалы не поступают в Секретариат Центра, то работа по Обращению завершается в связи с отсутствием заинтересованности Заявителя.
Датой получения Обращения Секретариатом Центра считается дата регистрации Обращения в Реестре Центра.
После получения от Заявителя материалов по Обращению Секретариат Центра готовит предложение, утверждаемое Сопредседателями Центра, о способах дальнейшей работы по Обращению:
– направление Обращения члену Общественного Совета Центра (эксперту) для проведения правовой экспертизы;
– направление в адрес Уполномоченного мотивированного ответа о несоответствии Обращения компетенции Центра, предусмотренной настоящим Регламентом, с разъяснением вопросов, касающихся прав и законных интересов Заявителя, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с приложением проекта соответствующего ответа Заявителю;
– направление ответа в адрес Уполномоченного с предложением (рекомендацией) о необходимости оперативной реакции (направления Обращения в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу) в исключительных случаях, когда промедление может повлечь необратимые негативные последствия для Заявителя, с приложением подготовленных и мотивированных проектов соответствующих обращений.
Утвержденное Сопредседателями Центра решение о способах дальнейшей работы подписывается Исполнительным Сопредседателем или замещающим его лицом и направляется для сведения Уполномоченному.
Вопросы взаимодействия Центра и Уполномоченного, в части порядка и формы исходящих из Центра ответов и предложений, регулируются Соглашением, заключенным между Центром и Уполномоченным.
В течение 20-ти календарных дней со дня регистрации Обращения в Реестре Центра Секретариатом Центра проводится работа по выяснению позиции противоположной стороны конфликта по Обращениям, направленным члену Общественного Совета Центра для проведения правовой экспертизы. Для этого направляется письменный запрос (по факсу или электронной почте) противоположной стороне конфликта с просьбой направить в Секретариат Центра в письменном виде (по факсу или электронной почте) свою позицию по Обращению. Отсутствие ответа на указанный запрос в течение 10-ти календарных дней с даты его направления считается «отказом от сотрудничества».
В случае если противоположная сторона конфликта представлена органами государственной власти, включая правоохранительные, ее позиция определяется на основании имеющихся в распоряжении Центра процессуальных документов и решений соответствующих органов государственной власти.
После регистрации в Реестре Центра Обращение с приложенными к нему предоставленными Заявителем материалами направляется одному из Сопредседателей Центра.
В случае принятия Сопредседателем решения о необходимости проведения правовой экспертизы, Секретариат Центра направляет Обращение члену Общественного Совета Центра (эксперту/экспертам), заключившему с Центром соглашение о взаимодействии, для подготовки экспертного правового заключения, содержащего правовую квалификацию всех обстоятельств по материалам Обращения.
Исполнительный сопредседатель осуществляет контроль за распределением Обращений между Сопредседателями. При необходимости Сопредседатели могут согласовать график распределения Обращений между ними.
Секретариат Центра в обязательном порядке уведомляет Сопредседателя Центра, которому направлено Обращение, о том, кому из экспертов данное Обращение направлено для подготовки правового экспертного заключения. С целью выяснения всех обстоятельств конфликтной ситуации Секретариат Центра организует взаимодействие Сопредседателя Центра и эксперта по рассмотрению данного Обращения.
Сопредседатель Центра вправе организовать встречу со сторонами конфликта для уточнения всех обстоятельств дела, а также им может быть принято решение направить участников конфликта для осуществления примирительной процедуры в организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
При подготовке правового заключения эксперт руководствуется методическими рекомендациями по подготовке экспертного правового заключения в рамках процедур Центра.
При подготовке правового заключения эксперт дает правовую оценку доводам, указанным в позиции противоположной стороны конфликта по Обращению.
В случае, если противоположная сторона конфликта представлена органами государственной власти, включая правоохранительные, а у эксперта отсутствует возможность в силу закона требовать предоставления необходимой информации, эксперт вправе фиксировать позицию противоположной стороны конфликта исходя из имеющихся в его распоряжении процессуальных документов и решений соответствующих органов государственной власти.
Правовая экспертиза Обращения проводится в течение 20-ти календарных дней с даты получения экспертом материалов Обращения.
Срок экспертизы может быть увеличен по мотивированному ходатайству эксперта в целях получения более квалифицированного результата. При этом, согласование продления должно быть осуществлено в срок не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подготовки экспертного заключения. Максимальный срок подготовки экспертного заключения (в т.ч. продлённый) не может превышать 45 календарных дней.
Эксперт обеспечивает конфиденциальность полученной им в рамках проведения экспертизы конфиденциальной и иной не подлежащей разглашению информации.
Эксперт не вправе разглашать результаты экспертизы, проведенной по запросу Центра, третьим лицам, в том числе выступающим Заявителями, а также направлять им копии экспертного заключения.
Правовое экспертное заключение в течение 3-х календарных дней со дня его получения направляется Секретариатом Центра Сопредседателю Центра, который рассматривает данное Обращение в порядке, установленном разделом V настоящего Регламента.
Сопредседатель Центра в течение 5-ти рабочих дней после получения экспертного заключения направляет в Секретариат Центра отзыв, в котором дает рекомендации о рассмотрении Обращения на заседании Общественного Совета Центра либо о подготовке письма в адрес Уполномоченного с рекомендацией о способах реагирования по Обращению Заявителя, в случае установления обоснованности такого Обращения, либо о завершении работы по Обращению.
В случае получения от Сопредседателя Центра рекомендации о рассмотрении Обращения на заседании Общественного совета Центра, Секретариат формирует повестку заседания и готовит необходимые материалы к рассмотрению на заседании.
Повестка заседания Общественного совета Центра утверждается Исполнительным сопредседателем Центра не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты проведения заседания.
В случае принятия решения о завершении дальнейшего рассмотрения Обращения в адрес Уполномоченного направляется соответствующий ответ, содержащий обоснование принятого решения с приложением проекта результирующего ответа. Форма и содержание ответа регулируется Соглашением, заключенным между Центром и Уполномоченным.
Заседание Общественного Совета Центра (далее – Заседание) проводится не реже одного раза в месяц.
Подготовка Заседания для рассмотрения конкретного Обращения осуществляется Секретариатом Центра с обязательным размещением на интернет-сайте Центра анонса предстоящего Заседания.
Извещение членов Общественного Совета Центра о проведении очередного Заседания осуществляется не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты проведения Заседания.
Секретариатом Центра принимаются необходимые меры для приглашения Заявителей, представителей противоположной стороны конфликта и иных заинтересованных лиц для участия в Заседании.
Для участия в Заседании Секретариатом приглашается Уполномоченный. Для этого в срок не менее, чем за 10 дней до даты Заседания направляется письменный запрос (по факсу или электронной почте) с просьбой принять участие в Заседании с предоставлением Уполномоченному соответствующих материалов, подготовленных к Заседанию, в том числе правовых экспертиз.
Заседание ведет Председательствующий. Председательствующим на Заседании является Исполнительный сопредседатель Центра. В его отсутствие Заседание ведет любой другой Сопредседатель Центра по согласованию с Исполнительным сопредседателем Центра.
Во время ведения Заседания в случае необходимости Председательствующий Заседания вправе передать ведение Заседания до его окончания другому Сопредседателю Центра и имеет право в любой момент продолжить ведение Заседания.
Заявители, представители противоположной стороны конфликта и иные заинтересованные лица, приглашенные для участия в Заседании для рассмотрения конкретного Обращения, могут присутствовать на Заседании только во время рассмотрения данного Обращения.
В ходе Заседания Председательствующий предлагает выступить эксперту, подготовившему правовое экспертное заключение по рассматриваемому Обращению. Эксперт излагает присутствующим краткое содержание Обращения, а также основные выводы подготовленного им заключения. После выступления эксперта Уполномоченный, Сопредседатели Центра и члены Общественного Совета Центра могут задать возникшие вопросы эксперту, а также Заявителю (его представителям), представителям противоположной стороны конфликта.
Заявитель, а также представители противоположной стороны конфликта, присутствующие на Заседании, вправе выступить либо дать комментарии только при предоставлении им слова Председательствующим.
При наличии у члена Общественного совета заинтересованности, аффилированности или иного конфликта интересов в рамках конкретного Обращения, он обязан довести данную информацию до Секретариата Центра до начала Заседания. При принятии решения Общественным советом по данному Обращению его голос не учитывается, при этом он не лишается права выступать в рамках общественной дискуссии по Обращению, при условии публичного указания на наличие вышеуказанной заинтересованности, аффилированности или иного конфликта интересов.
Секретариатом Центра в течение 5-ти рабочих дней подготавливается и согласовывается с Сопредседателями Центра протокол Заседания, который направляется заинтересованным лицам.
В случае принятия решения о направлении материалов Обращения в федеральный орган государственной власти, орган исполнительной власти субъектов РФ, орган местного самоуправления (далее – «государственный орган») Секретариатом Центра в течение 7-ми рабочих дней подготавливаются проекты соответствующих адресных писем, а также формируется пакет необходимых документов.
Проекты всех адресных писем на основании Соглашения, заключенного между Центром и Уполномоченным, направляются Уполномоченному для согласования, утверждения и направления в государственные органы.
При поступлении от Уполномоченного сведений о необходимости корректировки (изменения, дополнения) указанных писем, Секретариат Центра принимает меры к доработке проектов писем и внесению в них соответствующих изменений.
Информация о рассмотрении Обращения размещается Секретариатом Центра на официальном интернет-сайте Центра.
По решению Общественного совета, Наблюдательного совета и Сопредседателей Центра информация о стадиях рассмотрения Обращения Заявителя и его результатах может освещаться в средствах массовой информации с согласия Заявителя и с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Данная информация может включать результаты проведенных проверок, обстоятельства совершения коррупционных правонарушений и принятые меры по отношению к виновным должностным лицам.
В состав Наблюдательного совета Центра входят представители федеральных органов государственной власти, принимающих непосредственное участие в работе по противодействию коррупции, а также уполномоченных рассматривать обращения по вопросам коррупции и иных должностных нарушений в рамках установленной компетенции. Состав Наблюдательного совета Центра размещается на интернет-сайте Центра.
Общественным советом Центра, совместно с Сопредседателями Центра, может быть принято решение о направлении материалов Обращения членам Наблюдательного совета Центра в случае установления в Обращении фактов и обстоятельств, находящихся в компетенции соответствующего органа государственной власти.